Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

пуччини джакомо

Энциклопедический словарь

Пуччи́ни Джакомо (Puccini) (1858-1924), итальянский композитор. Расширил рамки оперного веризма, в традициях которого начал творческую деятельность. Оперы «Манон Леско» (1892), «Богема» (1895), «То́ска» (1899), «Мадам Баттерфлай» («Чио-Чио-сан», 1903), «Девушка с Запада» (1910), «Турандот» (завершена Ф. Альфано, 1925) и др. отмечены тонким лиризмом и психологизмом, реалистичностью ситуаций и характеров.

* * *

ПУЧЧИНИ Джакомо - ПУЧЧИ́НИ (Puccini) Джакомо (1858-1924), итальянский композитор. Расширил рамки оперного веризма (см. ВЕРИКОВСКИЙ Михаил Иванович) , в традициях которого начал творческую деятельность. Оперы «Манон Леско» (1892), «Богема» (1895), «Тоска» (1899), «Мадам Баттерфляй» («Чио-Чио-сан», 1903), «Девушка с Запада» (1910), «Турандот» (завершена Ф. Альфано, 1925) отмечены тонким лиризмом и психологизмом, реалистичностью ситуаций и характеров.

* * *

ПУЧЧИ́НИ (Puccini) Джакомо (полное имя Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мария) (22 декабря 1858, Лукка - 29 ноября 1924, Брюссель), итальянский композитор, представитель династии композиторов, основоположником которой был его прапрадед Джакомо Пуччини-старший (1712-1781), занимавший ведущее положение в музыкальной жизни Лукки.

Начало карьеры оперного композитора

Рано потеряв отца, учился музыке у своего дяди Ф. Маджи и у К. Анджелони, директора Музыкального института им. Джованни Пачини в Лукке. С 14-летнего возраста служил органистом церквей св. Мартина и св. Михаила в Лукке, играл и в других церквах. В 1876, под впечатлением от спектакля «Аида» Дж. Верди (см. ВЕРДИ Джузеппе) в Пизе, решил начать карьеру оперного композитора. В 1880, благодаря полученной стипендии и финансовой помощи со стороны дяди, смог поступить в Миланскую консерваторию, где проучился до 1883; его педагогами по теории и композиции были А. Баццини и А. Понкьелли. (см. ПОНКЬЕЛЛИ Амилькаре)

Еще будучи студентом, Пуччини принял участие в конкурсе на одноактную оперу, который объявило в 1882 издательство «Сонцоньо». Хотя Пуччини и его либреттист Ф. Фонтана не стали победителями, их «Виллисы» обратили на себя внимание знаменитого нотоиздателя Дж. Рикорди, который организовал постановку оперы в миланском театре Верме. «Виллисы» принесли Пуччини успех и положили начало его многолетнему сотрудничеству с издательством Рикорди. По его заказу Пуччини и Фонтана создали в 1889 свою следующую оперу «Эдгар», премьера которой прошла в Ла Скала (см. ЛА СКАЛА) без особого успеха из-за не соответствовавшего дарованию композитора либретто.

Оперы, принесшие мировую славу

Сюжет для своей следующей оперы «Манон Леско» (по одноименному роману аббата Прево (см. ПРЕВО аббат)) Пуччини выбрал самостоятельно. Поставленная в Турине в 1893, она была восторженно принята публикой и сделала имя Пуччини известным за пределами Италии. В создании ее либретто участвовали Л. Иллика (1857-1919) и Дж. Джакоза (1947-1906), ставшие либреттистами трех следующих опер композитора. Первая из них, «Богема» (1895, по роману А. Мюрже (см. МЮРЖЕ Анри)), по праву считается одной из вершин творчества композитора. Между тем на премьере (1896, Турин) она была принята прохладно. Пуччини справедливо относят к веризму (см. ВЕРИЗМ) (правдивое изображение представителей парижской богемы, еле сводящих концы с концами), однако по сравнению с классическими образцами веризма «Богема» выполнена бесконечно более тонкими и разнообразными средствами. Итальянской аудитории 1890-х годов непривычными казались такие особенности оперы, как сочетание веселья и чувствительности, преобладание непринужденно разворачивающихся диалогов над эффектными сольными номерами, изысканный гармонический и оркестровый колорит. В 1899 была написана ставшая не менее любимой опера «Тоска», основанная на исторической драме В. Сарду (см. САРДУ Викторьен) (поставлена в 1900, театр Костанци, Рим). Найденный в «Манон Леско» и «Богеме» гибкий ариозный стиль обогатился здесь сильными, яркими драматическими акцентами; оркестр «Тоски» звучит с подлинно симфоническим размахом.

Вскоре после премьеры «Тоски» композитор побывал в Лондоне, где присутствовал на спектакле по драме Д. Беласко «Мадам Баттерфляй». Пьеса, повествующая о трагической любви японской гейши (см. ГЕЙША) к американскому офицеру, стала основой очередной оперы Пуччини на либретто Иллики и Джакозы. Композитор считал ее своим лучшим и самым оригинальным творением. Он совершенно не ожидал провала оперы в феврале 1904, когда публика театра Ла Скала, подстрекаемая завистниками Пуччини, устроила на премьере скандал.

Семеِݑːՠперипетии. «Девушка с Запада»

Весной следующего года в Брешии была успешно представлена переработанная версия оперы. Незадолго до этого Пуччини оформил свой брак с Эльвирой Джеминьяни, вдовой коммерсанта из Лукки, еще в 1886 родившей ему сына. До 1921 семья жила в Торре-дель-Лаго. В 1909 служанка семьи Пуччини, обвиненная Эльвирой в любовной связи с ее мужем, покончила с собой, что привело к громкому судебному разбирательству. Инцидент глубоко подействовал на композитора, чья творческая активность с этого времени заметно снизилась.

Следующая опера Пуччини «Девушка с Запада», написанная для нью-йоркского театра Метрополитен-опера (см. МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА) основана на драме Беласко из жизни американских золотоискателей и авантюристов. В ее гармоническом языке ощущается воздействие К. Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль), а в оркестровке - Р. Штрауса (см. ШТРАУС Рихард); произведение явилось убедительным ответом критикам, которые упрекали Пуччини в однообразии технических средств и в том, что каждая его новая опера повторяет предыдущую. Однако «Девушке с Запада» недостает темперамента и мелодического обаяния; очевидно, поэтому опера не снискала особой популярности за пределами Италии.

Последние годы. «Турандот»

Разногласия с Рикорди, главой издательства с 1912, привели к тому, что Пуччини принял заказ на оперетту от дирекции венского Карлстеатра. Появившаяся в результате «Ласточка» была тепло принята в Монте-Карло (1917). Тем не менее это произведение - нечто среднее между оперой и опереттой - принадлежит к числу самых невыразительных у Пуччини. Еще до его окончания Пуччини приступил к работе над «Плащом» - первой частью триптиха одноактных опер. Триптих построен по схеме парижского гран-гиньоля (см. ГИНЬОЛЬ) (спектакля театра марионеток): за страшным кровавым эпизодом следует сентиментальная трагедия («Сестра Анджелика»), а затем комедия-фарс («Джанни Скикки»), которая оказалась самой жизнеспособной частью триптиха; она часто исполняется отдельно. Премьера триптиха состоялась в 1918 в Метрополитен-опера.

На седьмом десятке Пуччини решил, по его собственным словам, «вступить на новый путь» и начал писать оперу по сказке К. Гоцци (см. ГОЦЦИ Карло) «Турандот», привлекшую его сочетанием сказочно-экзотической атмосферы и живых, полнокровных характеров. В период сочинения оперы Пуччини переселился в Виареджо; там у него в 1923 обнаружился рак гортани. Лечение в брюссельской клинике поначалу привело к улучшению, однако сердце Пуччини не выдержало напряжения, и он умер, оставив «Турандот» неоконченной (ее обычно исполняют в редакции Ф. Альфано (см. АЛЬФАНО Франко)). Два года спустя останки Пуччини были перезахоронены в Торре-дель-Лаго; после смерти вдовы Пуччини (1930) его дом был превращен в музей.

Выдающийся мастер оперы

Хоровые, оркестровые и камерно-инструментальные произведения Пуччини, сочиненные им по большей части в молодости, непримечательны (впрочем, Месса As-dur,1880, изредка исполняется доныне). В опере он создал абсолютно оригинальный стиль, в рамках которого широкая напевная мелодия и интенсивное бельканто (см. БЕЛЬКАНТО) сочетаются с воспринятой от позднего Дж. Верди (см. ВЕРДИ Джузеппе) и Р. Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард) техникой лейтмотивов, хроматизированной позднеромантической гармонией и изобретательным, пышным и вместе с тем утонченным оркестровым письмом. По богатству музыкального содержания оперы Пуччини, строго говоря, уступают лучшим произведениям Вагнера и Верди; тем не менее мало кому в истории оперного жанра удалось с такой выразительной силой воплотить сплав страсти, нежности, пафоса и отчаяния.

Энциклопедия Кольера

ПУЧЧИНИ Джакомо (Puccini, Giacomo)

ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ

ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ

(1858-1924), итальянский оперный композитор. Родился 22 декабря 1858 в Лукке, в семье музыкантов. Пуччини впервые обратил на себя внимание ранними операми Виллисы (Le Villi, Милан, 1884), Эдгар (Edgar, Милан, 1890) и Манон Леско (Manon Lescaut, Турин, 1893), но первый крупный успех пришел к нему только после постановки Богемы, (La Bohme, Турин, 1896) по известной повести А.Мюрже Сцены из жизни богемы. Опера повествует о беззаботной, иногда веселой, иногда печальной, жизни молодых парижских художников, обитателей Латинского квартала. Пуччини использует здесь элементы импрессионистического стиля Дебюсси (например, ходы параллельными квартами и квинтами), реалистическое изображение жизни в духе Масканьи, но ко всему этому добавляется типично пуччиниевская смесь юмора, обаяния, воодушевления и чувственности. Среди более поздних опер композитора наибольшим признанием с момента премьеры пользовалась Тоска (Tosca, Рим, 1900), хотя сюжет этой оперы носит едва ли не садистский характер: на сцене - убийство, самоубийство и пытки. Музыка Тоски проникнута не только глубоким драматизмом, но часто и удивительной нежностью, лирическим трепетом. Через четыре года появилась опера Мадам Баттерфлай (Madame Butterfly), однако на премьере она была принята столь прохладно, что Пуччини забрал партитуру для полной ее переделки. Новая редакция увидела свет через три месяца. В Девушке с Запада (La Fanciulla del West, Нью-Йорк, 1910) наблюдается некоторый спад вдохновения, но три одноактные оперы - Плащ (Il Tabarro), Сестра Анжелика (Suor Angelica) и особенно остроумный и веселый Джанни Скикки (Gianni Schicchi, Нью-Йорк, 1918; Рим, 1919) - доказывают, что Пуччини достиг в этот период вершин мастерства, по крайней мере в техническом отношении. Его последняя опера Турандот (Turandot) осталась незавершенной, после кончины композитора была закончена Ф. Альфано и впервые поставлена в Милане в 1926. В своих произведениях Пуччини опирается на модель французской лирической оперы (Массне и Верди в Травиате). Мелодичность и сентиментальность причудливо сочетаются здесь с грубостью и жестокостью сюжетных ситуаций, причем заглавные роли у Пуччини - всегда женские. Он прекрасно владел средствами оркестра, но широкая мелодическая линия и непринужденные речитативы всегда имели для Пуччини преобладающее значение. Среди весьма немногочисленных произведений других жанров достойны упоминания только две оркестровые пьесы: Симфоническое каприччио (Capriccio Sinfonico), написанное как дипломная работа при окончании Миланской консерватории, и Гимн Риму (Inno a Rоma), сочиненное в 1919 для римских школ. Умер Пуччини в Брюсселе 29 ноября 1924.

ЛИТЕРАТУРА

Нестьев И. Дж. Пуччини. Очерк жизни и творчества. М., 1966 Левашева О. Пуччини и его современники. М., 1980

Полезные сервисы